Батарея Nissan Leaf — 24 & 30 kW
07.04.2018Батарея Nissan Leaf пожалуй самый важный компонент в автомобиле, питание от которого получает электродвигатель.
По сути, так же как и в другом электрическом автомобиле электричество поступает от литий ионной батареи на силовую установку. В случае с батареей Ниссан Лиф, она находится под днищем в пределах колесной базы.
Ниссан гарантирует, что батарея может работать до 8 лет или 160 000 км пробега, при условии соблюдения трех правил:
- не использовать автомобиль при выше 40°C;
- избегать хранения автомобиля при температуре ниже 25 на протяжении семи дней;
Реальный срок службы вполне возможно «дотянуть» до 15 лет путем правильной эксплуатации, например постоянная поддержка батареи Nissan Leaf в заряде от 30 до 80%, так как данному типу устройства не особо «нравится» простаивать, а постоянная разрядка-зарядка — это как раз то, что не повредит батареи как Ниссан Лиф, так и другому электрическому автомобилю.
Содержание:
Структура батареи
Модульные ячейки которые весят почти 4 кг каждая запаковываются в специальный железный бокс. Внутри обычная система воздушного охлаждения и система контроля батареи.
Всего в боксе находится 3 блока модулей, общее количество которых — 48 не разборных модулей. Каждый блок соединен крепежными элементами, а на некоторых из них (в зависимости от комплектации) установлены пластины системы обогрева запитывающиеся от самой батареи.
Все модули соединены высоковольтным кабелем в последовательную цепь, в которой общее напряжение равно сумме напряжений каждого элемента.
Рабочее напряжение высоковольтной батареи Nissan Leaf лежит в диапазоне 320-410 Вольт, в зависимости от уровня заряда батареи:
U=(6,4-8,4V)*48=320-410V
Одним из самых важных элементов батареи является блок управления LBC (Li-ion battery controller), к которому поступают данные от всех датчиков, измерительных элементов и модулей.
В блоке управления вся собранная информация обрабатывается/записывается и на ее основе формирует управляющие сигналы.
Так же через блок управления ВВБ проходит обмен информацией с основным контроллером электрического автомобиля (блоком VCM — Vehicle control module).
Сам железный бокс («черный ящик») прикручивается к днищу с помощью болтов, и кроме выше перечисленных элементов в нем расположены:
… а так же высоковольтный сервисный разъем который отключает высокое напряжение в системе из салона автомобиля, два вида проводки — высоковольтная (оранжевая) и сигнальная (черная) проводка, разъемы на корпусе для подключения силовой установки/климат-контроля, управляющая шина и воздушные клапана для сброса избыточного давления газа внутри батареи.
Технические характеристики
Параметр | 24 кВт | 30 кВт |
---|---|---|
Количество модулей | 48 модулей, каждый с четырьмя ячейками (всего 192 ячейки) | |
Напряжение, V | 403.2 | |
Номинальное напряжение, V | 360 | |
Емкость батареи, кВт⋅ч | 24 | 30 |
Вес, кг | 275 | 294 |
Размеры | ||
Различия батареи 24kW и 30kW
На автомобилях с 2015 года (модельный ряд 2016) было обновлено ПО блока управления батареи (Li-ion Battery Controller) с целью снижения энергопотребления, а все Ниссан Лиф с комплектацией SL и SV оснащались только 30-киловаттными высоковольтными батареями — соответственно увеличился запас хода.
Начиная с 2017 модельного ряда все комплектации (включая S) Ниссан Лиф поставлялись только с батареей на 30 кВт.
Хоть внешне и по креплению обе батареи между собой очень похожи, но общее у этих батарей — только корпуса. Следовательно, у старых и новых батареях — корпуса взаимозаменяемы, все остальные элементы поменять не возможно.
Важное отличие между батареями заключается в конструкции модулей. В 30-киловаттной батареи общее количество модулей в 2 раза меньше, но они в то же время в 2 раза толще (сдвоенные).
Так же стоит отметить, что модуль батареи 30-ти киловатт в сравнении с 24-киловаттным на ~ 1 кг тяжелее, а вес 30-ой батареи в сборе на ~ 20 килограмм тяжелее от 24-ой.
Какая батарея установлена и как её проверить
Как определить какая батарея установлена на Лиф 2015 года производства (2016 модельный ряд):
- по 4-му символу VIN-номера. Если стоит буква «A» — батарея 24 кВт⋅ч, если «B» — 30 кВт⋅ч
Чтобы проверить батарею — нужен смартфон и сканер OBD-2. Далее вставить сканер в OBD-порт и с помощью приложения LeafSpy проверить реальную емкость батареи. Самая главная информация — Ампер-часы (емкость) и показатель SOH (здоровье батареи).
Как продлить срок службы
Данная информация будет полезна не только для тех кто планирует покупку электрического автомобиля, но и для нынешних владельцев Ниссан Лиф.
Рекомендации по сохранению емкости и срока службы батареи электромобиля — что НЕ рекомендовано делать ЧАСТО или на ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ:
- разряжать батарею в «0»;
- резкие разгоны, агрессивный стиль езды и резкое торможение в режимах «BREAK» и «BREAK ECO» (усиленная рекуперация), для данного стиля вождения желательно иметь второй автомобиль, под капотом которого установлен в худшем случае хотя бы 4- или 6-цилиндровый бензиновый мотор, в идеале V8/V12, но это уже совсем другая «история»;
- батарея не «любит» перегрета (выше 35-40 градусов), поэтому в жаркий летний день рекомендовано автомобиль парковать в тени;
- быстрая зарядка 50-киловаттным Чадемо на постоянной основе, в которых время зарядки составляет около 30 минут;
- оставлять автомобиль с полностью заряженной батареей на длительное время без действия. В данном случае лучшим решением будет — подарить кому-то радость, например родственнику/товарищу новые ощущения владения автомобилем, пускай лучше он эксплуатирует автомобиль на время Вашего отсутствия.
Разумеется бывают случаи, когда автомобиль придется оставить без действующим, а доверить своего электрического товарища некому. В этом этом случае не обязательно заряжать батарею до 100%, достаточно 50-70%. Далее, снимите клеммы с аккумулятора на 12V и ещё нужно вынуть предохранитель тяговой батареи, который находится под пластиковой крышкой между сидениями в задней части салона;
Батарея лучше сохраняет заряд, если её заряжать до 80% емкости. Для этого в автомобиле предусмотрена настройка «Charge to 80%», которая при заряде — заряжает батарею до 80% вместо 100%.
И не забывайте, предназначение электромобиля — отличается от манеры эксплуатации автомобиля с тем же бензиновым мотором.
Рекомендации производителя
Литий-ионная аккумуляторная батарея, способная удерживать заряд, и как все батареи изнашивается с возрастом, что приводит к уменьшению диапазона автомобиля, когда он был новым. Это нормально и ожидаемо, и не указывает на неисправность. На способность литий-ионной батареи удерживать заряд может повлиять то, как управляется автомобиль (стиль вождения), хранение автомобиля, зарядка аккумулятора.
Чтобы максимально увеличить срок службы батареи:
- не подвергайте автомобиль воздействию температуры окружающей среды выше 49°С (120°F) в течение более 24 часов;
- избегайте хранения автомобиля при температуре ниже -25°C (-13°F) в течение более 7 дней;
- охлаждайте автомобиль и литий-ионный аккумулятор после использования перед зарядкой;
- паркуйте/храните автомобиль в прохладном месте из-под прямых солнечных лучей и вдали от источников тепла;
- избегайте продолжительных высоких температур батареи (вызванных, например, воздействием высоких температур окружающей среды или увеличением скорости движения по шоссе с несколькими быстрыми зарядами);
- используйте обычные (бытовые) способы зарядки, старайтесь свести к минимуму использование источника быстрой зарядки с помощью мощного устройства;
- избегайте длительного заряда аккумулятора (вызванного, например,
желанием зарядить до 100% состояния батарею заряженную выше чем на 80%; - перед зарядкой, заряд аккумулятора должен быть ниже, чем 80%;
Если автомобиль не будет использоваться в течение длительного периода времени, заряжайте литий-ионную батарею, используя режим ЭКО один раз в 3 месяца. Не используйте таймер зарядки несколько раз, когда зарядный разъем подключен к автомобилю после завершения зарядки аккумулятора Li-ion. Это может привести к разрядке 12-вольтовой батареи.
Как вам статья?
«избегайте оставлять автомобиль в течение более 14 дней, в течении которых установленный литий-ионный аккумулятор разрядится до нуля или около нуля (зависит от состояния заряда);»
Хрень полнейшая, нет у него саморазряда.
Спасибо Алексей, исправлено!
Лиф спай может показывать серийной номер батареи.
Есть ли у Вас расшифровка номера?
А как же подогрев от замерзания?
Наверно более правильно:
«избегайте оставлять автомобиль в течение более 14 дней, в течении которых установленный литий-ионный аккумулятор РАЗРЯДИЛСЯ до нуля или около нуля (зависит от состояния заряда);»
те оставлять автомобиль с полностью разряженным аккумулятором на длительный срок.
японский лиф, на блоке зарядки написано 200v 15А можно ли и не вредно, заряжать от нашей
сети 220v.
А ГДЕ ЭТО В РОССИИ ВЫ ВИДЕЛИ ВСЕ 220В В РОЗЕТКЕ?
Где это вы не видели в России все 220 вольт в розетке?
В таблице под названием «Технические характеристики» есть строка «Количество модулей 48 модулей, каждый с четырьмя ячейками (всего 192 ячейки)»
Должно быть «модулей 48, каждый с двумя ячейками (всего 96 ячеек)
Все правильно написано, в каждом из 48 модулей по 4 пакета, 2p2s. Поэтому 192 пакета на батарею.
Почему тогда лифспай напряжение для 96 модулей показывает ?
Потому что 2p2s. Как иначе?
Можно ли методом измерения узнать какие ячейки то есть модули вышли из строя или более изношены. Спасибо буду благодарен за консультацию.
По идее на полностью разряженной батарее они имеют наименьшее или нулевое значение. Я вот думаю а зачем полностью менять батарею ведь можно менять наиболее изношенные элементы.
Добавьте инфу про 80%, что на лифах после 2016 года (AZE0) убрана эта функция… Недавно искал, оказывается об этом почти нигде не пишут или я плохо искал)
У меня Лиф 2013г и есть функция 80% в таймере зарядки. В настройках таймера зарядки.
Вот думаю: 1 можно ли подключать свой источник зарядки постоянном током 350-400В напрямую к аккумулятору ?
2. Какой Кпд заряда ? для обычных аккумуляторов 60 % 40% идет в тепло и электролиз. Если в лифе он меньше 100% то 50 КВт зарядка должна заряжать 30 КВт аккумулятор час — остальное потери на тепло и нагрев электроники.
1
Хорошая статья
Можно ли использовать эти модули (8-10 шт.) как отдельная батарея для 12 (24) вольтового тепловентилятора для автономного отопления салона, вместо вебасто