Молодые сотрудники, как шанс выжить автосервису

Молодые сотрудники, как шанс выжить автосервису

08.08.2022 0 Автор Игорь Николаевич

Потребительский экстремизм дополнил радикализм сотрудников. Если не начать растить молодых специалистов сегодня, то за несколько лет ваш автобизнес умрёт, — предупреждает Ольга Селезнёва, глава Региональной Ассоциации Станций Технического Обслуживания.

— Пандемия усилила напряжение в индустрии авторемонта. Поток клиентов снизился, маржинальность из-за роста цен на запчасти падает, а клиенты продолжают экономить. Семь лет подряд не растёт автопарк. Машин в возрасте до 13 лет становится всё меньше, а именно они интересны для автомастерских.

Многих в отрасли подсекла и катастрофа техосмотра. Я не драматизирую: нам пришлось обновить оборудование для проведения государственного технического осмотра (ГТО), вложить немалые личные средства в диагностические линии и программные обеспечения (ПО), а техосмотр отменили. Для многих это стало фатальным ударом, так как стабильный приток клиентов резко снизился и больше нет возможности определить реальное техническое состояние автомобиля.

И именно в этот момент, мы спотыкаемся о новый вызов для отрасли – произвол сотрудников, вызванный острым кадровым голодом.

— Про дефицит хороших специалистов вы говорите давно, но в чём выражается произвол сотрудников?

— Если раньше опасным вызовом для нас был потребительский экстремизм, когда клиенты-сутяжники, под надуманным (а иногда и под обоснованным) предлогом вытягивали из автосервиса деньги. То сейчас мы получили нож в спину от собственных возрастных специалистов.

Из-за ковида многие автомеханики, работавшие на сервисных предприятиях «вахтовым методом», решили вернуться в родные регионы или уйти в другую сферу бизнеса, опустошая рабочие места. Сегодня на рынке создался дефицит персонала СТО 50-70%, чем сразу же воспользовались некоторые старожилы в мастерских. Они первыми пришли к руководству с ультиматумом: резкое повышение зарплаты или увольнение.

— Но вы же начали с того, что маржинальность падает, поток клиентов – тоже. Как обеспечить растущие аппетиты персонала?

— На этот вопрос есть простой ответ: низкая квалификация сотрудника никогда не позволит ему зарабатывать столько, сколько высококвалифицированный  специалист. Не надо обеспечивать растущие аппетиты токсичных сотрудников, если они не обоснованы.  Если вы такому сотруднику отдадите последнюю рубаху, ему все равно будет мало. Все деньги будут уходить на «хотелки» таких сотрудников  и ваш бизнес разорится.

Но на практике всё сложнее. Среди автосервисов есть конкуренция, как за клиента, так и за квалифицированных специалистов. На данный момент профессия автомеханика является востребованной и высокооплачиваемой, таких специалистов реально не хватает. Руководитель, испытывая дефицит кадров, из-за которого несет финансовые потери, вынужден принимать на работу всех желающих. Через некоторое время эти сотрудники начинают диктовать свою волю.

— Пару лет назад вы говорили об этом, как о грядущей тенденции. Неужели ковид так сильно поменял рынок?

— Да, тренд назревал давно и не стал сюрпризом. Ассоциация «РАСТО» изначально ставила приоритетом создание пула молодых специалистов за счёт реализации авторской образовательной стратегии. Но до ковида мы думали, что у нас есть ещё 5-7 лет. Сейчас всем стало ясно, что счёт пошёл на годы.

Достаточно посмотреть на то, как крупные сети независимых автосервисов «пылесосят» рынок труда, запуская рекламу во всех соцсетях о найме и бесплатном обучении для молодых сотрудников по всей России.

— Вопрос от Auto3N – собственная система обучения вытянет отрасль?



— Стратегия, которую мы определили в Ассоциации  «РАСТО» уже работает и приносит свои плоды. Кстати, «Школе автомеханика РАСТО»  исполнился год. Нам удалось создать  систему подготовки молодых специалистов  и сейчас успешно ее обкатываем на 30 обучающихся  колледжа и техникума Одинцовского  района  Московской области на базе  ТЦ «ВОЛИН». Ежеквартально, по итогам обучения, туда приходят на дуальное обучение 4-6  студентов второго курса СПО. Группы  обучения малочисленные для того, чтобы максимально уделить внимание каждому ученику. Четыре часа теории и четыре часа практики ежедневно. Длительность краткосрочной подготовки 3 месяца. Для обучающихся создан социальный пакет: горячее питание и стипендия в 1 МРОТ. Обучение для студентов колледжей бесплатное. Лицензию на образовательную лицензию мы получили почти год назад. В течение года из 30 студентов, прошедших подготовку  остались работать 3 автомеханиками и 4 шиномонтажниками в сезон смены шин.    Скорее всего, они останутся с нами надолго, будут расти, строить карьеру и приносить прибыль.

Но большинство владельцев сервисных предприятий, несмотря на наш успех, до сих пор боятся привлекать молодежь!

— Чем же вызван этот страх, ведь выгоды очевидны?

— Часть руководителей не хотят конфликтов с существующей командой. «Старички» видят в молодых будущих конкурентов, боятся потерять свою ценность для руководства и не хотят делить доход. Почитайте интервью с тренерами «Школы механиков РАСТО», многие из них говорили о том, что пробиваться в автосервисе было сложно именно из-за давления «старших товарищей».

Читать также:  Портал «ГОСУСЛУГИ» решил заботиться об автомобилистах

Как вам статья?