Маскоты на капотах. Часть первая. А как у нас?

Маскоты на капотах. Часть первая. А как у нас?

08.08.2022 0 Автор Игорь Николаевич

Первая фигурка оленя, украшавшего капот ГАЗ-12, появилась в 1950 году. Выбор этого символа в качестве эмблемы имел глубокие геральдические корни — олень издавна изображался на гербе Нижнего Новгорода. С самого появления «Волги» её фигурка стала настолько популярна, что за ней вели «охоту». Случаи хищения статуэтки с капота автомобиля с целью продажи или своеобразного «коллекционирования» были достаточно часты.

Автором фигурки был дизайнер автомобиля Леонид Еремеев.

В начале 60-х из-за дороговизны фигурки, но, главное, из-за травмоопасности, маскота-оленя перестали ставить на экспортные автомобили и такси, заменяя её «каплей» — травмобезопасной обтекаемой фигурой вытянутой формы.

Весной 1936 года на заводе имени Сталина были созданы образцы автомобиля представительского класса на семь мест – ЗиС-101. Вождь одобрил новый автомобиль. На капотах ЗиСов можно было находиться только идейно выверенному символу.

Маскоты на капотах. Часть первая. А как у нас?

Поэтому предложенная Сталиным идея сделать эмблему в виде развевающегося красного флага со звездой была реализована безоговорочно. Машина, имеющая явные черты американских “Паккарда” и “Бьюика”, стала ездить под советским стягом. 

Эмблему для ЗИЛ-114 – вписанную в ромб аббревиатуру “ЗИЛ” на фоне горизонтального или вертикального прямоугольника – создал конструктор-кузовщик Илья Сухоруков.

Маскоты на капотах. Часть первая. А как у нас?

Он пришел на завод в 1948 году, работал на разных участках и должностях, в том числе и цеховым художником. Возможно, нарисованная им эмблема так и осталась бы штучной работой, “полномочия” которой ограничивались семейством ЗИЛ-114/117, если бы не энтузиазм зам. начальника экспериментального цеха Георгия Алексеевича Матерова. Работа Сухорукова понравилась Матерову, и он обратился к директору завода с предложением утвердить эмблему в качестве официального логотипа и использовать фирменный знак на всех изделиях и документах ЗИЛа.

После организованной энтузиастом «презентации », в ходе которой директору ЗИЛа П.Д.Бородину были продемонстрированы эмблемы, ему ничего не оставалось, как подписать приказ. Произошло это 15 января 1972 года. Теперь эта дата считается официальным днем рождения логотипа “ЗИЛ”.

На переломе 50-60-х годов прошлого века в советском автопроме осуществлялись хрущевские эксперименты не только с кукурузой… Одним из результатов оных стало появление Кременчугского автозавода и превращения Ярославского автозавода в моторный в 1958 году. Производство автомобилей постепенно переносилось в Кременчуг с 1959 по 1960 год. Некоторое время выпускались одновременно ЯАЗы и КраЗы.

Читать также:  ЛУКОЙЛ стал владельцем ЕКА

Как вам статья?