Кастомайзинг – то ли это, о чем все думают. А тюнинг не тоже самое?

Кастомайзинг – то ли это, о чем все думают. А тюнинг не тоже самое?

08.08.2022 0 Автор Игорь Николаевич

Как таковой кастомайзинг зародился в США еще во второй половине ХХ века. Первоначально он делал лишь небольшие шаги, шло понимание того, как это явление должно воплощаться в жизнь, что надо делать с предметом, что бы он стал кастомом. Какие-то внятные черты он приобрел уже в 90-е годы. Именно тогда начался бурный рост кастомайзинга в отношении техники – автомобилей и мотоциклов, прежде всего. Людям уже не хватало серийной продукции, им было мало типичных аксессуаров, предлагаемых производителями, что бы якобы стать неповторимым среди подобных.

Само понятие кастом подразумевает создание чего то уникального, чаще всего на основе серийной продукции, но совсем не обязательно. То есть, по сути, доработка предмета промышленного производства до уровня неповторимости. Да, именно так – любой кастом будет неповторимым.

Собственно явление кастомайзинга в данном случае ведет свою историю от слова заказчик – customer. И лишь затем сам предмет заказа становится кастомом: castom – изготовленный на заказ. В русском языке сам процесс по созданию получил обозначение «кастомайзинг». В исходном же английском языке есть сходное слово: castomazion – изготовление по индивидуальному заказу.

Кастомайзинг – то ли это, о чем все думают. А тюнинг не тоже самое?

Кастом-мастерская «БУНКЕР»

Но, в общем то, как не меняй слово, какие не используй производные термины смысл будет лишь в одном: это что-либо неповторимое, изготовленное по спецзаказу. В этом и есть основное отличие от тюнига (в широком обиходном, понятии данного термина). Да, тюнинг – это так же доработка серийной продукции. Да, – это в какой-то степени творческий подход. Однако в тюнингованном изделии можно узнать исходный продукт, а вот кем был кастом при рождении может догадаться не каждый.

Кастомайзинг – то ли это, о чем все думают. А тюнинг не тоже самое?

И еще небольшое замечание. Относительно ателье, и не только по пошиву одежды или изготовлению каких-то предметов интерьера – ведь автоателье тоже существовали. Это вроде бы тоже изготовление по заказу! Значит вот он кастомайзинг, только уже хорошо известный. Однако нет, это не так. При заказе вещей в ателье с нуля или при обращении с переделкой уже чего то готового и заказчик, и мастер пользуются уже принятыми правилами и примерами, используют имеющие шаблоны. А самое главное – они всегда действовали в рамках принятых в обществе понятия как все должно выглядеть в итоге.

А теперь собственно о самих понятиях кастомайзинга, тюнинга и так всеми любимого стайлинга. И прежде всего в отношении автомобилей и мотоциклов, хотя все три направления могут быть применены практически для любой вещи, даже далеко от техники. Начнем со второго понятия.

Кастомайзинг – то ли это, о чем все думают. А тюнинг не тоже самое?

Тюнинг – процесс доработки серийного автомобиля или мотоцикла, нацеленный на улучшение первоначальных характеристик. То есть тюнинг проводится, прежде всего, в отношении узлов и агрегатов машины: увеличение мощности двигателя, улучшение эффективности тормозов, доработка подвески. Он по всем канонам должен проводится комплексно: если увеличилась мощность мотора, то, следовательно, надо дорабатывать и подвеску и тормозную систему. Однако не стоит думать, что на этом тюнинг закончился. Нет. Дорабатывать можно и внешность автомобиля для улучшения его аэродинамических характеристик, снижения подъемной силы или наоборот увеличению сцепления колес с дорожным покрытием.

Но и это еще не все. Вполне логично, что тюнингом можно назвать даже доработку акустической системы. Конечно изначально в стародавние времена про это никто не думал, но ведь по сути это тоже улучшение характеристик автомобиля путем доработки заводских деталей. Так что и это тюнинг.

Кастомайзинг – то ли это, о чем все думают. А тюнинг не тоже самое?

Затем можно перейти к следующему понятию – стайлингу. Это изменение экстерьера или интерьера машины, для создания индивидуального стиля, для привлечения внимания окружающих. Здесь широкое поле для деятельности – установка спойлеров или иных бамперов, аэрография кузова, использование нестандартной оптики, индивидуальный пошив салона и так далее. Знакомо, не правда ли?

Именно в этом и сеть коренное отличие тюнинга и стайлинга. Если в первом случае все просчитывается, проверяется, тестируется и лишь потом машина может действительно считаться доработанной. То во втором это все отходит на второй план – главное, что бы было как то необычно (не как у серийной продукции), броско, ярко, но при этом чаще всего бессмысленно в техническом плане и не функционально. Однако, все же сразу стоит отметить, что при грамотном подходе некоторая доля практичности может быть и в этом случае.

Но что точно объединяет эти два подхода – так это использование, как ни странно и парадоксально, в основном именно серийной продукции! Все эти турбины, тормозные механизмы, амортизаторы, антикрылья, спойлеры и прочие будут растиражированы в большом количестве экземпляров. Даже если не с прилавка магазина, то из небольших мастерских, где они делаются по одному шаблону.

А вот кастомайзинг же в принципе не приемлет серийной продукции в своем творчестве (в теории, про практику чуть позже). Да именно так – тут во главу угла поставлен именно творческий подход. И если в тюнинге – чисто практическая сторона: улучшение параметров предмета, в стайлинге – вообще просто желание привлечь внимание, а уж что получится в итоге вторично, то к кастомайзингу можно применить обиходную фразу «Я художник, и я так вижу!». Ну разве что с небольшим уточнением – порой так видит не сам мастер, а его заказчик.

Читать также:  Компания BMW анонсировала повышение цен в России каждый весенний месяц

Как вам статья?