2022: еще не прогнозы, уже не паника

2022: еще не прогнозы, уже не паника

08.08.2022 0 Автор Игорь Николаевич

3 марта 2022 года в формате онлайн прошла встреча экспертов рынка автосервиса и компонентов. Организатор – компания Авто3n. Цель – попробовать трезво и взвешенно, без политики и эмоций, поговорить о той очевидно нештатной ситуации, в которой сейчас находится буквально каждый. Трудно и рано давать советы, — это понимали все участники встречи. И все же первые оценки и осторожные рекомендации либо мнения, основанные на опыте, были высказаны.

Начали с аналитики, которую представил Сергей Удалов, Аналитическое Агентство «Автостат». Он отметил, что рынок авто с пробегом своего рода «гарантированный», не зависит от притока новых авто, растаможки, логистики, корпоративных и национальных ограничений. Сейчас очень важно опираться на этот рынок – и грамотно оценивать его как ресурс и для сферы продаж, и для сферы сервиса.

Но сперва – несколько слов о новых авто. Необычным поведение этого рынка стало еще год назад. Рост цен и дефицит предложения вытолкнули часть клиентов в сегмент б/у, который обычно показывает тренды в сглаженном, успокоенном виде. Но в 2021 году сегмент подержанных авто разогнался и продемонстрировал необычно высокую торговую динамику. Почти 6,5 млн было перепродано, это 4 авто с пробегом – на 1 новый.

Свежие автомобили вторичного рынка, возрастом до 7 лет – «дилерские» – сократили присутствие в перепродажах, их доля упала до 5% от общего рынка. Это показатель удаления в прошлое «сытых лет» с высокими первичными продажами. В 2021 снижение доли «молодых» в перепродаже ускорилось: дефицит привел действующих владельцев такой техники к отказу от перепродажи – «такая корова нужна самому».

Завершая обзор, спикер призвал всех следить за новостями на сайте «Автостата», куда планируется оперативно поставлять свежую информацию. Например, поступившую от коллег из Haraba – сообщества профессионалов выкупа подержанных авто. Именно они плотно мониторят объявления о продаже и сообщают: за минувшую неделю лоты активно снимались до сделки. Потенциальные продавцы не были готовы продавать без понимания эффективной цены и сложившегося спроса. Снято было не менее 5% объявлений от частных продавцов (в столице) и 10-25% от автодилеров (максимальные цифры в регионах).

Николай Янковский, представитель сети «Вианор» и Ассоциации “РАСТО” поделился наблюдениями «с полей», из реального бизнеса сети СТО и партнёров сервисной ассоциации. Начал с обзора трендов минувшего года, сложившихся до начала «нового времени» и по-прежнему актуальных.

2022: еще не прогнозы, уже не паника

– Сокращение числа СТО в столичном регионе, в т. ч. из-за дефицита сотрудников. Уход с рынка одиночных и малых СТО, для них порой потеря 1-2 мастеров становилась невосполнимой.

– Сокращение резерва доступных помещений под СТО в столице. Застройка промзон идет активно, СТО буквально «выдавливаются» в область, где их никто особенно не ждет. Имидж автосервиса как бизнеса остается непривлекательным.

– Снижение доли сложных ремонтов (наблюдение основано на данных сети быстрого сервиса «Вианор», конечно же). В числе причин спикер указал снижение ремонтопригодности агрегатов, сокращение межсервисных пробегов, отток старых авто в гаражи и путем перепродажи – в удаленные регионы.

– Смена приоритетов у клиента, который теперь все чаще хочет «сделать все» а не только «подлатать» неотложное. Потому что сознает, что будет эксплуатировать именно этот автомобиль еще долго.

– Снижение надежности поставок и каналов. СТО получают все чаще от постоянных поставщиков, крупных и вроде бы надежных, запчасти откровенно фальшивые. Значит, на солидные склады пробрался контрафакт, и дальше ситуация только усугубится, ведь логистика «нового времени» максимально неопределенная, а брендовый набор – случайный.

– Перемены в сезонности. В 2021 сентябрь был успешным для СТО «Вианор», что необычно. Есть предположение, что за лето клиенты накатали полный межсменный пробег.

Прогнозы, осторожно и предположительно.

2022: еще не прогнозы, уже не паника

– Уже начался переход с продукции ведущих мировых брендов на собственные марки российских дистрибьюторов и поставщиков. Это по сути движение из стабильного «премиума» с высоким качеством и всесторонней надежностью – в зону бюджета, где многое непонятно: поддержка, ресурс, происхождение, материалы и технологии. Отношение СТО в лице мастеров-приёмщиков к подобным брендам не очень позитивное, но выбора по сути нет.

 – Рост значимости надёжных, проверенных поставщиков и вообще доверия. Для СТО важно по рекламации не просто вернуть стоимость запчасти, но и получить компенсацию проведенных работ. Что предлагают (и исполняют!) немногие.  

– «Мы верим в креветки из Беларуси!» – пошутил спикер и более серьезно добавил, что не ожидает тотального опустошения рынка. Вопрос в том, насколько «серыми» окажутся в новой реальности схемы поставки запчастей и как с этим работать.    

– Улучшение кадровой ситуации. Январь еще до возникновения украинской повестки оказался кадрово богатым: «Вианор» смог закрыть все вакансии буквально в первую неделю месяца. Значит, были большие подвижки по итогам года, кто-то закрылся, а кто-то так изменил мотивацию персонала, что люди ушли на поиск нового места работы.

– Клиенты показывают готовность провести ранее отложенные ремонты и далее следовать логике максимальной надёжности: превентивно профилактировать и обслуживать системы, чтобы не доводить до аварийного ремонта.

– Клиенты присматриваются к китайским авто. Это видно даже на сервисах.

Виталий Кравец, агентство GiPA, отказался от презентации данных стабильного периода – «все сделанное ранее придется отложить, чтобы стремительно пересмотреть». Более того, сам пересмотр затруднителен:  запланированный GiPA регулярный опрос не будет начат в обычные сроки, пребывающих в стрессе и сомнениях людей бесполезно тестировать. Данные ответов будут некорректными, так что для получения сведений, так необходимых сегодня, надо ждать завтрашней, хотя бы минимальной, стабилизации ситуации. Такое вот противоречие. И пока разрешить его можно лишь через экспертные, качественные оценки, а никак не «оцифрованные» статистические тренды.

Много в отношениях России и Европы сейчас подпадает под несмешную шутку о борьбе «телевизора и холодильника» – информационных вбросов и реакции на них экономики и особенно микроэкономики, бюджетов домохозяйств, как в РФ, так и в ЕС и мире.

А пока – некоторые предположения.

– Сократится число официальных дилеров, их доля в сфере ремонта и сервиса тоже станет меньше. Дилерам сложнее подстраиваться под рынок – в т. ч. предлагать разные и гибкие замены в условиях дефицита запчастей. А сейчас именно сервисные подразделения способны спасти и прокормить всю компанию! Хотя это сложно: у дилерского бизнеса много кредитов, что сверхрискованно, когда рейтинг РФ как страны упал до «мусорного», а ставки по кредитам, наоборот, взлетели.

– Сохранить клиента – вот главная ставка дилера. Отжать клиента – вот ставка НСТО. Конфликт очевиден, он будет во многом определять динамику рынка.

– Давальческие запчасти в 2021 были объявлены «врагом» НСТО, особенно сетевых. Многие сети, быстрый сервис, взяли курс на системный отказ от работы со сторонними запчастями и прямой отказ клиентам, привозящим запчасти. Риск потери клиента при этом считался понятным и невысоким. Это – в прошлом.

Посмотрите хотя бы на моторные масла: они дорожают, и резко. Клиент в такой ситуации иначе смотрит на ценовой фактор и прилагает максимум усилий для поиска «лучших» в его понимании цен. При этом сам клиент стал высшей ценностью для СТО.

2020 и 2021 годы создали максимальный за обозримый период бизнес-истории разрыв между стагнирующими доходами домохозяйств и растущими ценами автосервиса. Бережливость в таких условиях привела клиентов к ставке на ресурс и надежность при выборе запчастей. Этот приоритет в новых условиях невозможен. Фактором №1 становится просто наличие.

Логистика вообще, в рынке запчастей в т. ч., крайне нестабильна, сильно зависима от политики, от поведения поставщиков – их гибкости, их приоритетов и доступных ресурсов.  

Наверняка кто-то будет создавать новые бренды и «тянуть» новые линии логистических поставок. Пусть учитывает: в РФ традиционно высока узнаваемость брендов запчастей среди клиентов, этот фактор важен и для частников и для коммерческих парков. Сделать привычным и репутационно обоснованным новый бренд – такая работа займет не менее года. Важно учитывать не только цену и наличие, но и важнейшие для СТО параметры: поддержку информацией, гарантии возврата и обмена, рекламационные условия.

Читать также:  Рестайлінговий Ford Explorer: нові фото

Как вам статья?