Двигатель Ванкеля. Красота, не ставшая силой

Двигатель Ванкеля. Красота, не ставшая силой

08.08.2022 0 Автор Игорь Николаевич

Конструкция роторно-поршневого двигателя на первый взгляд проста и элегантна, а сочетание компактности и мощности – мечта конструктора. Однако до серийного производства его фактически довели только две компании, да и те в итоге отказались от него. Говорят, есть женщины, в которых влюбляются, но не женятся. Двигатель Ванкеля оказался в роли такой женщины: автомобильная промышленность быстро в него влюбилась, но в итоге решила остаться верной классическому двигателю с шатунами и коленвалом.

Дважды член НСДАП

Феликс Ванкель (1902–1988) был очень талантливым самоучкой. Не сдавший даже экзамен после окончания старших классов школы, он проявил такие способности, что еще не достигнув тридцатилетия уже выступал перед руководителями НСДАП по вопросу о техническом образовании, а в тридцатые годы получил финансирования от BMW, заинтересовавшейся его идеей роторного двигателя, а затем и от рейхсминистерства авиации.

Двигатель Ванкеля. Красота, не ставшая силой

Его биографию не очень украшает членство в нацистской партии, в которую он вступал дважды – первый раз закончился в связи с ее запретом, а второй – исключением и даже тюремным заключением после того, как он примкнул к оппозиции. Из этого заключения его выпустили по указанию самого Гитлера, который считал работу Ванкеля ценной для Германии. И правда: молодой инженер настолько хорошо решал проблемы с клапанами и уплотнениями для различных механизмов, что вскоре получил прозвище «Главный уплотнитель Рейха».

Можно сказать, что именно политические взгляды Ванкеля обеспечили ему возможность реализации в качестве инженера и изобретателя. Как ни печально, именно войны – очень эффективный стимулятор технического прогресса. Именно благодаря финансированию военными ведомствами разработка двигателя была почти завершена к окончанию войны. В 1945 году Линдау, где работал Ванкель, оказалась во французской зоне оккупации, он был арестован за сотрудничество с нацистами, а оборудование его лаборатории стоимостью несколько миллионов марок было конфисковано в счёт репараций. После освобождения ему пришлось начинать с нуля. В 1951 году работу Ванкеля согласилась финансировать компания Goetze. Она специализируется на производстве поршневых колец, и заинтересовалась решением главной проблему роторного двигателя – уплотнения вращающегося ротора-поршня.

Соавторы

Двигатель, разработанный Дизелем, часто называют дизелем. Роторно-поршневой двигатель по аналогии иногда называют ванкелем. Только вот роторно-поршневой двигатель, каким мы его знаем, ооздал не Ванкель. Впрочем, и у Дизеля, говорят, сначала получилось не очень хорошо, так что реальные серийные двигатели были доведены другими конструкторами, в частности, российским инженером Густавом Тринклером. А Ванкелю помогли конструкторы немецкого производителя мотоциклов и автомобилей NSU Motorenwerke.

NSU (сокращение названия города Неккарсульм) начинавшая с выпуска швейных машин, в 1880 году стала производить велосипеды, в 1901 году освоила мотоциклы, а затем в 1905 году и автомобили. В 1932 году ей пришлось продать производство автомобилей FIAT, чтобы покрыть долги – Великая депрессия не способствовала спросу на автомобили. Во время войны она выпускала военную технику. А после ее окончания возобновила выпуск велосипедов и мотоциклов в 1949 году. Дело пошло неплохо – в послевоенной Европе двух колесная техника пользовалась более высоким спросом, чем дорогие для основной массы населения автомобили. Легкий и компактный двигатель Ванкеля был бы очень неплох именно для мотоцикла или небольшого автомобиля в будущем.

Читать также:  Suzuki представл новый хэтч который нам не светит

Как вам статья?